Методическая разработка на тему
«Из опыта работы кружка «Юный журналист»»
Аннотация: Методическая разработка посвящается проблеме обучения правильного написания разных видов творческих работ. Раскрывает вопросы умения выражать свои мысли и чувства. Может быть полезна молодым педагогам как методическая копилка при кружковой работе.
Введение: Кружковая работа учит развивать мысли, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М. Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре не велась, - и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач»[1]
Таким образом, научить писать творческие работы – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовался.
Основная часть:
1. Цели и задачи кружка «Юный журналист»
Основной целью деятельности кружка «Юный журналист» является: моральное и духовное воспитание подрастающего поколения.
Деятельность кружка «Юный журналист» представляет собой своеобразную редакцию детской газеты, где занимаются изданием газеты «АССОРТИ». Во время создания газеты, полученные теоретические знания хорошо укрепляются практикой. Кроме этого, заметки, интервью и прочие корреспонденции кружковцев отсылаются в местную прессу.
Помимо вышеназванного, дети принимают участие в самых разных мероприятиях и конкурсах, которые проводят СМИ, общественные объединения.
Предлагаемый план рассчитан на год. К занятиям в кружке «Юный журналист» я предлагаю привлекать детей с 5-7 классов.
Занятия проводятся по одному часу в неделю для группы кружка.
Задачи школьной газеты:
- освещение в газете школьной жизни;
- содействие в воспитании информационной культуры школьников;
- повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, краеведению, информатике и т.д.), а также к общественной жизни школы, района, страны;
- развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- реализация гражданско-патриотического воспитания;
- формирование у учащихся толерантного сознания;
2. Этапы создания школьного пресс- центра:
1 этап – Создание команды единомышленников.Наиболее приемлемая группа, на мой взгляд, обучающиеся 5-7 классов. Они с лёгкостью и интересом вовлекаются процесс создания газеты и у них больше свободного времени. Распределение редакционных обязанностей: 1. Педагогические кадры (руководитель кружка) 2. Главный редактор 3. Дизайнер проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы) 4. Журналисты 5. Фотокорреспонденты 6. Корректоры 7. Верстальщики (стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher)8. Выпускающий редактор.
2 этап – Определение духа газеты.Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?
· какого характера информацию он ищет в газете?
· с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?
· каков предполагаемый формат и объем газет?
Наша газета «Ассорти» выходила раз в месяц. Редакция газет старалась выпускать ту информацию, которая заинтересует читателя, то есть актуальные для современности вопросы: «Зачем дана жизнь?», «Судьба человека», «Судьба человека зависит от роста», «Мобильный телефон- вред или польза», «Школьная форма – необходимость или прихоть?» и т.д.
3 этап – Разработка плана
· работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;
· русский язык и литература, культура речи.
· основы журналистики.
· Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты
· Стимулировать учащихся к работе над созданием 1-го выпуска школьной газеты
· Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты -
· Выпуск первого номера. Презентация первого номера -
· Выпуск второго номера
· Способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов ЖО) - постоянно
· Регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц.
· Запланировать выход газеты
4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Темой первого номер газеты «Ассорти» были строчки, взятые из стихотворения А.С. Пушкина «Люблю я пышное природы увяданье». №2 – «Судьба человека», №3 – «Широка, сторона моя родная»; №4 – «Новогоднее настроение»,№5- «Семья-это здорово!»………..
Перечень рубрик: «Город мастеров», «Проба пера», «Это интересно знать», «Внимание - КОНКУРС!», «Что новенького?»
5 этап – Верстка газеты
(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).
Microsoft Office Publisher- программа, по которой легко работать , по форме –бюллетени, получаются удобные для чтения статьи. Word- редактирование, дизайн – фоновые картинки.
3. Учебно – тематический план
№ |
Количество часов |
Темы |
Вид деятельности |
Практика письменной речи |
Навыки |
1 |
1 |
Вводное занятие. Понятие о школьной газете |
Беседа |
|
|
2 |
2 |
Из истории журналистики. |
Дискуссия о профессиональной этике журналиста. |
|
Знакомство со СМИ |
3. |
3 |
Печатные издания и их роль |
Доклад на тему «Охрана природы» |
Составление доклада |
Устная и письменная работа с текстом |
4. |
3-4 |
Текст. Тема и идея текста. |
|
Рассказ « Маленькое происшествие» |
Работа с текстом |
5. |
5-6 |
Стили речи |
Тезисы и конспекты. Работа с текстом. |
|
Умение находить стилистические фигуры в газетных публикациях |
6. |
7-8 |
Газета. Какая она должна быть? |
Знакомство с техническими средствами( фотоаппарат, видеокамера) |
|
Фотомонтаж |
7 |
9 |
Анализ рубрик печатных изданий |
Обзор печати |
Составление заметки информационного характера. |
Умение выделять главное в тексте |
8. |
10-11 |
Газетная статья |
|
Статья о спортивном празднике |
Умение описывать события по наблюдениям |
9 |
12-13 |
Что такое очерк |
Подбор материала к портретному очерку |
Написание очерка «Мой друг». |
Умение использовать особенности жанра. Диалог в повествовании. |
10 |
14-15 |
Реклама на страницах газеты |
Подбор материала |
Создание рекламы самой необычной вещи. |
Умение правильно строить рекламу |
11 |
16-17 |
Интервью |
Особенности жанра |
Интервью у интересного человека |
Умение правильно взять интервью |
12 |
18-19 |
Репортаж |
Особенности репортажа |
. |
Умение использовать элементы всех информационных жанров |
13 |
20-21 |
Работа над языком статьи. Сочини сказку. |
Лексика. Отбор материала |
Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении |
Умение использовать средства художественной выразительности. Знакомство с присказками, зачинами, концовками сказок. |
14 |
22-23 |
Создание газетных статей |
Работа по совершенствованию написанного. |
Знакомство с работой мастеров слова над рукописью. |
Навыки работы с текстом |
15 |
24 |
Редактирование текста |
Работа с текстом |
|
. |
16 |
25-26 |
Оформление, дизайн газеты |
Занятие ведет профессиональный журналист |
|
Совершенствование навыков журналистской работы. |
|
|
|
. |
|
. |
17 |
27-28 |
Конкурс «Журналист года» |
|
|
Формирование навыков журналиста |
Занятие № 13
Тема: «Сочини сказку»
Цель – развитие устной и письменной речи, их литературно – творческих способностей.
Знакомство с присказками, зачинами, концовками сказок.
Вступительное слово учителя:
-Ребята! Вы, наверное, давно обратили внимание на то, что волшебные сказки рассказываются не так, как все другие. Слова в них звучат непривычно, будто они становятся волшебными. Сегодня нам предстоит разобраться во всём этом. Вести наше занятие будет главный сказочник.
Сообщение главного сказочника: Здравствуйте, ребята, трудная задача у меня сегодня. Придется мне сегодня раскрыть сказочный секрет. Знаете, что я держу в руках? Большой серый клубок, который поможет Ивану-царевичу найти царство Кащея – Бессмертного. Давайте бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну всё, готовы? Тогда в дорогу! Ну, вот оглянуться не успели, а уже очутились у самых ворот страны Сказок. В резной избушке и живут присказки. Эй, сестрицы-присказки, выходите на крылечко, покажитесь-ка ребятам!
Сестрицы-присказки: Отчего же добрым людям не показаться?
Первая присказка: Было это дело на море, на океане, на острове Кидане. Стоит дерево - золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню поёт, вниз идёт сказки сказывает. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка всё впереди.
Вторая присказка:
На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под тем дубом стол золочёный,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай.
Третья присказка: Летела сова – весёлая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела.
Главный сказочник: Ну, присказки, не откроете ли нам ворота? Нам нужно в сказочную страну попасть.
Присказки: Мы бы открыли, да ключей у нас нет. они у братьев – зачинов хранятся. Вы зайдите к ним, избушка их с нами по соседству.
Главный сказочник: До свидания, присказки. Пойдёмте, ребята, я вас со сказочными зачинами познакомлю. Ну-ка, зайдём, ребята.
Первый зачин: В некотором царстве, в некотором государстве…
Второй зачин: Нет же, братец, совсем не так начинается. А так звучит лучше: «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…»
Третий зачин: Нет, не так. Все сказки нужно начинать с меня: «Жил да был, жили – были…»
Первый зачин: Ну, как это с тебя, ты у нас самый маленький, постарше тебя есть.
Третий зачин: Маленький да удаленький. Всё равно самые лучшие сказки с меня начинаются.
Первый зачин: Нет, с меня: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Второй зачин: Нет, с меня: «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…»
Третий зачин: Нет, с меня: «Жили – были…»
Главный сказочник: Да перестаньте ж вы. Как вам не стыдно, братья? Ведь это мы, сказочники, сами выбираем, как сказку начинать. Да вы все в сказке очень нужны. Ну, братья-зачины, откройте нам ворота в сказку.
Третий зачин: Не забывайте про нас, вернётесь домой – всем ребятам расскажите про нас.
Главный сказочник: Ну, вот, мы и сказочной стране. (просмотр русских народных сказок ) Вот мы подошли к реке Смородине, где находится дуплистое дерево, На дереве не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Весёлые они, но постоянно спорят. Ну что ж, ребята, давайте послушаем их и выберем самую весёлую из них.
Первая концовка: Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.
Вторая концовка: Да, весёлая ты у нас, подружка. Вот и меня послушайте: «Я тут на свадьбе была, мёд – пиво пила, по щекам текло, а в рот не попало»
Третья концовка: Смешная ты, подружка. Тебе нужно многому научиться, вот послушай, как надо:
Вам - сказку,
А мне – бубликов связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок.
Главный сказочник: Вот видите, ребята, какие весёлые и смешные концовки! Они могут вызвать и улыбку, и смех.
И наше путешествие закончилось. Не забывайте о присказках, зачинах и концовках. Ведь они делают сказку такой красивой, необыкновенной, переносят в удивительный сказочный мир.
Слово учителя: А сейчас мы попробуем сочинить волшебную сказку, учитывая все моменты. Сочиняем по шаблону:
1. Присказка.
2. Зачин. Время действия. «Давным-давно…жили - были…».
2. Место действия.
3. Главный герой.
4. Основной противник.
5. Основное событие
6. Помощники главного героя, помощники злого героя.
7. Заключительное событие. Тут дело в том — чем закончится сказка, кто и как победит, будет вознагражден, что в итоге получит. И, конечно же, главная мысль, смысл всей сказки.
Концовка.
Вот такой шаблон я использовала и предлагаю вам, дорогие друзья! Попробуйте творить со своими детьми, и вы увидите, что фантазию ребенка нужно будет лишь направлять в нужное русло! Желаю Вам отличных сказок!
К занятию 3
1. Найдите среди высказываний великих цитаты о природе:
· Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. (Гораций)
· И дым отечества нам сладок и приятен. (А.С.Грибоедов)
§ Сила природы велика. (Цицерон)
· Лечит болезни врач, но излечивает природа. (Гиппократ)
· Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой как цветы выросли все наши человеческие таланты. (М.М.Пришвин)
· Живопись и спорт соревнуются с природой. (Леонардо да Винчи)
· Что посеешь, то и пожнешь. (Цицерон)
· Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Ф.М. Достоевский)
К занятию 15
Упражнение для создания текста - рассуждения
1. По данным Всемирного фонда охраны дикой природы, шестимиллиардному населению нашей планеты требуется примерно на треть больше природных ресурсов, чем может дать Земля.
2. Компьютерные игры – эффективный и приятный способ поддержать умственные способности.
3. Человечество стоит перед энергетическим и экологическим кризисом.
4. Согласно исследованиям, компьютерные игры улучшают работу мозга пожилых людей.
5. Мы намного превысили лимит, которым способна обеспечить нас планета.
6. Компьютерные игры требуют умения устанавливать логические связи и одновременно выполнять несколько задач.
7. Компьютерные игры требуют быстрого переключения внимания.
Из данных предложений создайте два текста-рассуждения. Озаглавьте каждый из них . Усовершенствуйте тексты, используя для связи предложений и их частей вводные слова, союзы не только…, но и, а также, так как.
Возможные варианты текстов.
Текст №1
Компьютерные игры – это не только эффективный, но и приятный способ поддержать умственные способности.
Согласно исследованиям, такие игры улучшают работу мозга пожилых людей, так как требуют быстрого переключения внимания, а также умения устанавливать логические связи и одновременно выполнять несколько задач.
Текст №2
Человечество стоит не только перед энергетическим кризисом, но и экологическим. По данным Всемирного фонда охраны дикой природы, шестимиллиардному населению нашей планеты требуется примерно на треть больше природных ресурсов, чем может дать Земля. Таким образом, мы намного превысили лимит, которым способна обеспечить нас планета.
К занятию 13
Лексическая работа.
1.Нахождение в текстах ключевых слов(словосочетаний), определяющие предмет речи (тему текста). Пользуясь словарями, соберите информацию об этих словах. Оформите свою запись следующим образом:
Ключевые слова |
|
Лексическое значение ключевых слов |
|
Антонимы |
|
Синонимы |
|
Словосочетания |
|
1. Подберите к выбранной теме средства художественной изобразительности:
Эпитет-
Олицетворение-
Сравнение-
Анафора и т.д.-
2. Раскройте понятия……, используя сведения из текста, затем обратитесь к словарю.
Заключение: Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что:
Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
К. Ушинский
Список литературы
Основная
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.
Орфографический словарь русского языка. М., 1991.
Пособие по обучению профессиональной речи. М., 1991.
Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М., 1985-1990
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: словарь-справочник. Л., 1973.
Дополнительная
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980.
Сенкевич М.П. Функциональные стили научной речи. М., 1983.
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
Справочная книга редактора и корректора/ Сост. и общ. ред. А.Э. Мильчина. М., 1974.
Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. М., 2002.